Выгодный импорт

415

Как выгоднее работать резиденту РФ? Продавать импортный товар от своего имени, или с помощью посреднического договора, заключенного с иностранной фирмой, доводить продукцию до российских дистрибьюторов, а за оказанные услуги получать вознаграждение?

Есть контакт!

Иностранная компания «Инокомп», производит товары, которые планирует продавать на территории России. В РФ данная продукция подлежит налогообложению НДС по ставке 18 процентов. Для того чтобы импортный товар дошел до дистрибьюторов, «Инокомп» должна выбрать один из вариантов движения товара на российский рынок. Вариант первый: резидент РФ «Рускомп», согласно договору купли-продажи, приобретает товар у «Инокомп» и уже от своего имени перепродает его российским дистрибьюторам. Более сложная схема подразумевает агентский договор, когда «Рускомп» от имени и за счет иностранного производителя заключает договоры купли-продажи с дистрибьюторами. Согласно налоговому и таможенному законодательству, у компании «Рускомп» в каждом из случаев возникнут определенные налоговые последствия. Чтобы выбрать наиболее оптимальный алгоритм работы и оптимизировать налоговое бремя «Рускомп», проанализируем, какие налоги компания должна будет заплатить в каждом из двух вариантов сотрудничества.

Покупаем — продаем

При условии, что «Рускомп» заключает договор купли-продажи с «Инокомп» и уже на территории России «доводит» товар до дистрибьюторов, возникнут следующие налоговые обязательства для «Рускомп»:

1) база по налогу на прибыль:

– доходы – выручка от реализации товара дистрибьюторам на территории РФ;
– расходы – расходы на приобретение товара у «Инокомп».

2) налог на добавленную стоимость:

– «входной» НДС – при ввозе продукции на территорию РФ. Данные суммы подлежат вычету в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ);
– исходящий НДС – при реализации товара дистрибьюторам.

Теперь рассмотрим второй вариант сотрудничества – агентский договор между «Инокомп» и «Рускомп». Согласно положениям, регламентирующим данные отношения (ст. 1005 ГК РФ), по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала – в нашем случае у компании «Инокомп». Но несмотря на этот обнадеживающий факт, у резидента РФ все же возникнут некоторые обязанности:

1) база по налогу на прибыль:

– доход – процент от агентских операций по продаже товара российским дистрибьюторам;
– расход – ведение агентской деятельности (возможно, транспортировка товара и доставка его до дистрибьюторов). Расходы возмещаются или не возмещаются принципалом, согласно условиям агентского договора.

2) налог на добавленную стоимость:

– во-первых, также как и в рассмотренном выше случае, «Рускомп» обязан будет заплатить НДС при ввозе товара в Россию, вот только принять к вычету этот налог компания уже не сможет так как, согласно правилам агентского договора, право собственности к агенту не переходит. Конечно, данные расходы российская компания может предъявить иностранному принципалу, но тогда право на возмещение импортного НДС должно быть прописано в договоре;

– во-вторых, при продаже товара дистрибьюторам возникнет необходимость удержать НДС, так как при реализации товаров иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах на территории РФ («Инокомп»), через российского агента («Рускомп») в соответствии с агентским договором на последнего возлагаются обязанности налогового агента по исчислению и уплате в бюджет сумм НДС;

– в-третьих, налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (п. 1 ст. 156 НК РФ). Иначе говоря, с агентского вознаграждения «Рускомп» также должен будет уплатить налог.

Ну и, наконец, помимо безусловно увеличенного налогового бремени (по сравнению с первым вариантом сотрудничества), у компании «Рускомп» есть риск быть переквалифицированным в постоянное представительство «Инокомпа». Это может произойти в том случае, если операции по продаже товара через агентский договор с «Рускомп» будут систематическими. Дополнительные административные нагрузки могут прибавить русской компании проблем и участить общение с налоговиками и судебными инстанциями.

Итак, итог по рассмотренной схеме следующий: не стоит усложнять алгоритм взаимодействия российской и иностранной компаний, так как обыкновенный договор купли-продажи убережет «Рускомп» от лишних налоговых платежей и административных проволочек.

Добавить комментарий