Недооценка мировой экономики знаний составляет $26,5 триллионов

54

Обзор стоимости мировых нематериальных активов «GIFT 2015», который опубликовала консалтинговая компания в области оценки брендов Brand Finance в партнерстве с профессиональной ассоциацией экспертов в области управленческого учета CIMA весной этого года, демонстрирует, что с 2012 года не раскрываемая ценность нематериальных активов (включая бренды, интеллектуальную собственность, а также человеческий капитал) повысилась на 50% до $26,5 трлн.

Есть термин «экономика знаний», который основан на нематериальных активах, включая репутацию и бренд, недооценка «экономики знаний» в большей степени свойственна рынкам Запада. Общемировая статистика такова, что в среднем свыше трети ценности компании — это не раскрываемая ценность, которая не фигурирует в финансовых отчетах компаний. В отрасли фармацевтики и рекламы данный показатель может составлять до 70%. Невозможность выполнить объективный учет ценности человеческого капитала и брендов создает ситуацию, что экономики, в которых преобладают отрасли сферы услуг, являются недооцененными.

Авторы отчета отметили, что недооценка труда работников умственного труда формирует краткосрочные экономические выгоды, и наносится ущерб созданию ценности с точки зрения долгосрочной перспективы. Прежде всего, это отрицательно влияет на развитые экономики, но, кроме того, это ограничивает и имеющийся потенциал роста развивающихся экономик, а развитие основных брендов, которые заняты в прибыльных отраслях сферы услуг, тормозится. Актуальные практики учета предполагают присвоение ценности активам лишь в момент продажи. В отчете сказано, что этот подход увеличивает риск недооценки и поглощения сильных брендов.

Гендиректор агентства по оценке нематериальных активов Brand Finance Дэвид Хэйг сказал, что проблема оценки нематериальных активов появилась в 1980-е, когда возник бум слияний и поглощений. По его словам, прогнозируется новый бум слияний и поглощений, а финансовые отчеты до сих пор формируются таким образом, что ценность нематериальных активов непонятна для заинтересованных сторон. Необходимо отыскать быстрое решение, иначе развитие национально значимых отраслей может сильно затормозится, и возникнет риск того, что в случае продажи основные ведущие бренды могут быть отданы иностранным покупателям по ценам, далеким от их реальной стоимости.

В настоящий момент не существует эффективного метода учета нематериальной экономической ценности. Институт CIMA вместе с Американским институтом дипломированных бухгалтеров AICPA предпринял попытку восполнить этот пробел – для этого были сформулированы Международные принципы управленческого учета, они дают возможность выйти за рамки принципа первоначальной стоимости – главного принципа учета, по которому сделки бизнеса указываются в бухгалтерских документах в соответствии с их стоимостью на момент первоначальной сделки, а не в соответствии с их текущей оценкой. Принцип первоначальной стоимости появился во времена, когда в мировой экономике преобладали материальные активы, и он был нужен во избежание манипуляций с бухгалтерией и недостоверности в отчетности по активам. Однако в сегодняшних реалиях такой подход не отражает рыночную стоимость большей части нематериальных активов.

Исполнительный директор CIMA Ноел Таго отметил, что современные практики в области управленческого учета предполагают превращение нематериального в материальное, давая в результате принимающим решение руководителям достоверную информацию при принятии трудных решений, которые определяют развитие бизнеса и национальной экономики.

Добавить комментарий