Марина Третьякова: «В текущем году отмечается рост поступления налоговых платежей»

317

Интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Третьяковой Мариной Викторовной.

Тема интернет-интервью: «Вопросы совершенствования эффективности взаимодействия УФНС по г. Москве с налогоплательщиками и пути повышения качества их обслуживания».

Ведущий интернет-интервью — Сергей Царь (ИА «ГАРАНТ»).

Ведущий: К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Практически подошел к завершению 2011 год. Как и какими результатами будет встречать Новый 2012 год самое крупное в России Управление?

Третьякова М.В.: Добрый день. Если говорить о Московском Управлении по объему мобилизации доходов оно занимает первое место, его вклад в поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации стабильно составляет около 16%, а без учета нефтегазовых доходов 20%.
Можно с уверенностью сказать что, складывающаяся динамика основных макроэкономических показателей, а также повышение эффективности налогового администрирования, оказывают непосредственное влияние на формирование налоговой базы в различных секторах экономики города, и соответственно, поступление налоговых платежей. В текущем году отмечается рост поступление налоговых платежей.

Я взяла с собой некоторую статистику и если Вы не против я буду к ней обращаться.

И так если говорить в цифрах, то результаты такие: за 11 месяцев 2011 года в консолидированный бюджет РФ уже поступило порядка 1,4 триллиона рублей доходов администрируемых Управлением ФНС России по г. Москве, доходы выросли на 20,5% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года и превысили поступления докризисного 2008 года на 17%.

Мы уверены, что ожидаемые поступления налогов и сборов за 2011 год в консолидированный бюджет РФ превысят 1,5 триллиона рублей, что в 1,2 раза больше, чем 2010 году.

Снова вернемся к цифрам: ожидаемые поступления в федеральный бюджет в 2011 году составят почти 700 млрд. руб., что на 27 % больше, чем в прошлом году. Из общих поступлений налогов и сборов 84% приходится на налог на добавленную стоимость (586 млрд. руб.) и 11% на налог на прибыль организаций (75 млрд. руб.). Темпы роста поступлений этих налогов составили соответственно 124% и 148%.

В бюджет города Москвы УФНС по г. Москве будет мобилизовано более 850 млрд. руб. налоговых и неналоговых доходов с ростом к прошлому году 116 %. Поступления налога на прибыль организаций составят 303 млрд. руб. с темпом роста 123% и налог на доходы физических лиц – 431 млрд. руб. с темпом роста 111% к прошлому году.

Необходимо отметить, что в этом году наметилась тенденция к существенному снижению общего числа жалоб налогоплательщиков, а также уменьшения числа налоговых споров, рассматриваемых судами, что свидетельствует о смещении нагрузки с судебной системы в сторону досудебного урегулирования налоговых споров.

Количество судебных споров с налогоплательщиками снизилось на 17%. Наблюдается положительная динамика рассмотрения судебных споров в пользу налоговых органов как по количеству споров, так и по сумме заявленных требований.

Одной из важнейших задач налоговых органов, которой Управление ФНС России по г. Москве уделяет большое внимание, является повышение эффективности работы по урегулированию проблемы неплатежей в бюджет.

С начала 2011 года совокупная задолженность в бюджетную систему, числящаяся за организациями, состоящими на учете в УФНС РФ по г. Москве, снизилась на 8,8 млрд. руб. и на 01.12.2011 года составила 292,6 млрд. руб., в том числе в консолидированный бюджет РФ (без учета ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) — 282,9 млрд. руб. (из них 185,6 млрд. руб.- налоги и сборы, 97,3 млрд. руб. – пени и налоговые санкции), в государственные внебюджетные фонды – 9,7 млрд. руб.
Вот такая статистика на сегодняшний день.

Ведущий: Ежегодно вносятся поправки в Налоговый кодекс и существующие законы. Что ждет большинство налогоплательщиков в 2012 году? Будут ли изменения по камеральным налоговым проверкам?

Третьякова М.В.: Наступающий 2012 год не внесет принципиально новых изменений в процедуры проведения налоговых проверок.

Вместе с тем стоит обратить внимание на действие с начала 2011 года Федерального законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права повторно истребовать у налогоплательщиков ранее представлявшиеся документы.

Однако, данное ограничение не применяется, если документы были переданы в виде подлинников, которые инспекция впоследствии вернула, и если налоговый орган утратил документы вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Если кратко рассматривать процедуру проведения налоговыми органами камеральных налоговых проверок, то налогоплательщики должны знать, что с момента представления в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет налоговой декларации (по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и др.) уполномоченным должностным лицом открывается камеральная налоговая проверка, порядок проведения которой регулируется положениями статьи 88 НК РФ.

Продолжительность данной проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если в ходе камеральной налоговой проверки проверяющими будут выявлены ошибки в налоговой декларации или какие-либо противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

Кроме того, при данных обстоятельствах в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать налогоплательщика в налоговые органы на основании письменного уведомления для дачи соответствующих пояснений.

Принципиально важны изменения, затронувшие главу 21 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

Этим документом установлена возможность выставления счетов-фактур налогоплательщиками своим контрагентам в электронном виде, а также предусмотрена возможность обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В настоящее время проводится работа по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС». Эта работа направлена в том числе на подготовку и передачу счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Таким образом, можно сказать, что 2012 год станет годом, в котором будет сделан первый шаг к предстоящей замене бумажного документооборота на электронный как между организациями по совершаемым хозяйственным операциям, так и между организациями и налоговыми органами при проведении налоговых проверок.

В части налога на прибыль были приняты ряд законов с целью улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, улучшения положения налогоплательщиков – некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, создания благоприятных условий для инновационной деятельности в России, внесены изменения в порядок налогообложения организаций, осуществляющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Есть изменения в налоговом законодательстве, которые коснутся практически всех налогоплательщиков — физических лиц.

Федеральным законом № 330-ФЗ от 21.11.2011 в Налоговый кодекс внесены изменения по налогу на доходы физических лиц, касающиеся предоставления стандартных налоговых вычетов, которые вступают в силу с 1 января 2012 года, но в части предоставления стандартных налоговых вычетов на детей распространяются и на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Изменения касаются, в частности, налогоплательщиков, которые имеют трех детей и более. Они вправе получить вычет в размере 3 000 рублей на 3-го и каждого последующего ребенка за каждый месяц 2011 года.

Начиная с доходов 2012 года, размер вычета на первого и второго ребенка увеличится и составит 1 400 рублей, на третьего и каждого последующего ребенка останется без изменения, то есть будет предоставляться в размере 3 000 рублей за каждый месяц.

Такие вычеты предоставляются до месяца, в котором доход налогоплательщика превысит 280 000 рублей с начала года.

Также, начиная с 2012 года, отменен стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, предоставляемый непосредственно самому налогоплательщику.

Ведущий: Сейчас очень много задают вопросов о списании задолженности с физических лиц. Как Вы можете прокомментировать данную тему?

Третьякова М.В.: 21 ноября 2011 года принят Федеральный Закон № 330 – ФЗ, который предусматривает списание задолженности по налогам, пеням, и штрафам, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года.

Следует отметить, что списанию подлежит не вся сумма задолженности на указанную дату, а только задолженность, по которой утрачено право взыскания.

В целях реализации данного Закона разработан План мероприятий, в соответствии с которым налоговые инспекции города в декабре текущего года активно проводят подготовительные мероприятия, включающие инвентаризацию полноты применения мер принудительного взыскания, а так же сверку со Службой Судебных приставов исполнительных документов по взысканию указанной задолженности, находящихся в производстве.

Аналогичная сверка осуществляется с судами общей юрисдикции.

После завершения названных мероприятий налоговыми органами будут приняты решения о списании задолженности по налогам, пеням, и штрафам, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года.

Вся работа должна быть завершена в 1 квартале 2012 года.

Ведущий: Развитие электронных сервисов стало одним из приоритетных направлений деятельности ФНС России. Какие сервисы в настоящее время используются налогоплательщиками?

Третьякова М.В.: Федеральная налоговая служба постоянно расширяет возможности своих электронных сервисов, позволяя налогоплательщикам максимально оперативно решать интересующие вопросы.

На сайтах ФНС России (www.nalog.ru), УФНС России по г. Москве (www.r77.nalog.ru) действует не один десяток интерактивных услуг, которые постоянно развиваются и совершенствуются для удобства пользователей. Например, «Узнай адрес ИФНС», «Узнай ИНН», «Заполнить платежное поручение», «Проверь себя и контрагента» и др. Ими может воспользоваться любой желающий. На сегодняшний день одна из самых востребованных online-услуг на сайте Управления – «Узнай свою задолженность». Этот сервис позволяет каждому гражданину проверить задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц, граждан РФ). Нужно только ввести ФИО и ИНН. При наличии задолженности можно распечатать квитанцию и оплатить ее.

В 2011 году на сайте Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве сформированы налогоплательщиками около 2 миллионов платежных документов для оплаты задолженности физических лиц на сумму более 14 млрд. руб. (в том числе в текущем месяце – около 100 тысяч платежных документов на сумму около 1 млрд. руб.). Произведена оплата с начала года в сумме более 7,6 млрд. рублей.

Большую популярность набирает Интернет — сервис «Подача заявления физического лица о постановке на учет». Не выходя из дома, с помощью этой виртуальной услуги можно заполнить заявление, зарегистрировать и отправить его в налоговый орган, получить информацию о регистрационном номере заявления, а также о ходе его обработки на сайте и по адресу электронной почты, сформировать версию заявления, пригодную для печати. Далее процедура проста: плательщик идет в инспекцию с паспортом и регистрационным номером заявления, направленного через Интернет, и сразу получает Свидетельство о постановке на учет.

С момента внедрения данного сервиса (с сентября 2010 года) в инспекции г. Москвы было направлено более 45,5 тыс. заявлений о постановке на учет с использованием указанного Интернет — сервиса.

С марта 2011 года Федеральной налоговой службой была введена «Электронная регистрация». В целях информирования налогоплательщиков о новом электронном сервисе на официальном сайте ФНС России была размещена информация о возможности представления документов для регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в электронном виде через сеть Интернет, соответствующие программы для электронной регистрации, с помощью которых можно сформировать пакет электронных документов и отправить его в регистрирующий орган, а также отследить судьбу своего заявления в режиме он-лайн через режим «подача документов на государственную регистрацию в электронном виде». На сегодняшний день предоставленной услугой воспользовались более 1450 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ведущий: С 2009 года введено обязательное досудебное урегулирование налоговых споров. В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщики сначала должны обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе, и лишь затем обратиться в суд. Как строится эта работа в настоящий момент и в какой степени налоговое законодательство защищает налогоплательщика?

Третьякова М.В.: С 1 января 2009 года досудебное обжалование решений в вышестоящий налоговый орган стало обязательным.

Два вида решений, принятых по результатам налоговых проверок, — решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены налогоплательщиками в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Результатом организации работы по досудебному урегулированию споров явилось удовлетворение Управлением порядка 46% жалоб налогоплательщиков, что свидетельствует о том, что обжалование решений налогового органа является действенным способом защиты прав налогоплательщиков и приводит к смещению нагрузки с судебной системы в сторону досудебного урегулирования.

Управлением на систематической основе проводится работа направленная на устранение недостатков и нарушений в действиях должностных лиц, качественное рассмотрение жалоб налогоплательщиков. Налогоплательщики должны быть уверены, что в налоговом органе они смогут в досудебном порядке восстановить свои нарушенные права.

Что касается процедуры досудебного урегулирования, то она предоставляет налогоплательщику ряд преимуществ: во-первых — это дает возможность налогоплательщику существенно сократить материальные и временные затраты, направленные на отстаивание своей позиции. Ведь как правило, порядок разрешения споров в суде достаточно дорог, весьма продолжителен по времени и состоит из множества процессуальных процедур.

Во-вторых — подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.
Максимальный срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков составляет 1 месяц и 15 рабочих дней.

В ходе рассмотрения жалобы налогоплательщик, даже если все-таки допустил нарушение налогового законодательства, имеет возможность при наличии достаточных оснований реализовать свое право на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.

Ведущий: Можно ли сказать, что работа с налогоплательщиками является одной из приоритетных задач московской налоговой службы?

Третьякова М.В.: Да, это так. Сейчас много внимания уделяется работе операционных залов в инспекциях, прием граждан ведется без перерыва на обед. Более того, в наиболее загруженные периоды – например, во время проведения декларационной кампании, инспекции увеличивают время работы до 20.00, и работают на прием и в выходные дни.

Налогоплательщики могут получать консультацию по вопросам налогообложения и справочную информацию не только позвонив в Контакт – центр Управления или обратившись к официальному сайту московской налоговой службы, но и по телефонам «горячих линий» инспекций. Можно направить обращение в Управление и инспекции по электронной почте. Для этого нужно заполнить бланк на сайте в ссылке «Отправить обращение в УФНС».

Для того, чтобы Управлению иметь «обратную связь» с налогоплательщиками, в каждой инспекции можно заполнить «карточку качества», в которой указать на недостатки в работе того или иного инспектора или оставить пожелания по улучшению обслуживания. Мы в Управлении регулярно анализируем результаты данного анкетирования.

Ведущий: На сайте УФНС России по г. Москве размещен телефон Контакт-центра Управления. Скажите, пожалуйста, какую информацию может получить налогоплательщик по телефону?

Третьякова М.В.: За время существования Контакт-центра с апреля по декабрь поступило около 400 тыс. звонков.

Жителей Москвы чаще всего интересуют вопросы порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Такие вопросы составляют 40% от всех поступающих обращений.

Востребована гражданами информация по вопросам декларирования физическими лицами своих доходов и получения ими соответствующих налоговых вычетов. Эти обращения составляют четверть (25%) от всех задаваемых вопросов.

Немногим меньше, порядка 20%, поступает телефонных обращений по вопросам уплаты москвичами имущественных налогов.

Для оперативных ответов на вопросы налогоплательщиков используется специализированное программное обеспечение, содержащее перечень типовых вопросов и ответов на них.

В Контакт-центре подскажут налогоплательщикам, как пользоваться сайтом налоговой службы, его on-line сервисами, как найти инспекцию, как до нее доехать, режим работы.

Ведущий: В 2011 году жители столицы не получили уведомления на уплату налога на имущество. Поясните данную ситуацию?

Третьякова М.В.: Это не удивительно. С 01.01.2011 изменился срок уплаты налога на имущество физических лиц.

Согласно пункту 9 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2011 год подлежит уплате до 1 ноября 2012 года. Соответствующие налоговые уведомления будут направлены налогоплательщикам в 2012 году».

Добавить комментарий