Екатерина Трофимова

201

Закон о деятельности рейтинговых агентств в России может принципиально изменить работу национальных и международных агентств в нашей стране. О развитии рейтингового рынка РФ, о том, какое значение имеет получение рейтинга китайского агентства Dagong для Газпромбанка, как непростые экономические условия повлияли на текущую деятельность банка и его планы на будущее, в интервью РИА Новости рассказала первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. Беседовала Гульнара Вахитова.

— Екатерина Владимировна, прошлый год был непростым для российского банковского сектора. Отрезанные из-за санкций от западных рынков капитала банки заговорили о развороте на Восток. Планирует ли Газпромбанк открывать филиалы в Китае? Есть ли планы по открытию филиалов в других азиатских странах?

— Газпромбанк продолжает расширять свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2006 году в Пекине открыто представительство банка, в 2014 году учреждена финансовая компания в Гонконге.

Банк участвует в качестве финансового консультанта в крупном проекте «Ямал СПГ» (привлечение китайской CNPC в качестве инвестора), предоставляет гарантии в рамках российско-китайского проекта эксплуатации Тяньваньской атомной станции.

Мы также финансируем строительство судов на китайских верфях и заводах «под ключ» на территории РФ, активно работаем в области торгового финансирования и инвестиционного консультирования, а также осуществляем целый ряд других проектов с китайской стороной.

— Рассматривает ли Газпромбанк возможность листинга на китайской бирже – в Гонконге или Шанхае?

— В ближайшее время Газпромбанк не планирует публичное размещение своих акций.

— Газпромбанк принял решение разместить биржевые облигации на общую сумму около 3 миллиардов юаней. Когда банк планирует провести размещение?

— Совет директоров Газпромбанка 13 мая утвердил эмиссионную документацию по биржевым облигациям банка в юанях. Документация предусматривает возможность размещения четырех выпусков биржевых облигаций сроком обращения пять лет на общую сумму 2,85 миллиарда юаней.

Утвержденная советом директоров банка эмиссионная документация по биржевым облигациям в юанях подлежит регистрации Московской биржей. Конкретные планы банка по размещению данных облигаций пока не определены.

— Газпромбанк входит в число банков, которым государство предложило средства в капитал через механизм ОФЗ. Также банк намерен привлечь средства из средств ФНБ. Какой объем средств ГПБ намерен привлечь через этот механизм? Как повлияет сделка на показатели достаточности капитала?

— Газпромбанк подал заявку в АСВ в полном объеме выделенной квоты на 125,7 миллиарда рублей в капитал первого уровня. Мы планируем, что для участия в программе банк будет рекапитализировать прибыль в ближайшие три-четыре года.

Если мы привлечем полную сумму, то достаточность капитала первого уровня вырастет на 2,8 процентного пункта.

— В середине октября Банк России и Народный банк Китая заключили соглашение о валютных свопах. Когда, по вашему мнению, могут быть заключены первые контракты? Планирует ли банк принимать в них участие и о каких отраслях может идти речь?

— В настоящее время параметры и порядок проведения сделок прорабатываются на уровне центральных банков наших стран. Следует отметить, что данный вопрос обсуждался и на состоявшемся в марте этого года Азиатском экономическом форуме в Боао, где Газпромбанк принимал активное участие. Представляется, что в первую очередь речь будет идти о сделках в нефтегазовой отрасли, энергетике, инфраструктуре и сельском хозяйстве.

— Регулятор в разгар финансового кризиса еще в декабре прошлого года анонсировал ряд антикризисных мер. Как вы оцениваете их эффект? Воспользовался ли Газпромбанк этими послаблениями?

— Некоторыми послаблениями мы воспользовались, но никогда не вели регулярный бизнес на основе этих стандартов с послаблениями. Поэтому мы уверены, что готовы к отмене послаблений и справимся безболезненно. Хотя понимаем, что для некоторых банков в системе отмена послаблений будет очень чувствительна. Поэтому целесообразна постепенная отмена послаблений.

Не хотелось бы создавать дополнительные очаги напряженности в только что установившейся стабильности в экономике и в банковской системе. Регулятивные послабления оправданы и стали важной демпирующей мерой для сглаживания экстремальных временных негативных рыночных явлений.

— ЦБ заявил в середине мая, что возвращается к регулярным валютным интервенциям. Как вы оцениваете такие меры регулятора?

— Выход ЦБ на рынок и переход к режиму управляемого плавающего курса не противоречат задаче таргетирования инфляции, так как валютный курс оказывает существенное влияние и на инфляцию, и на величину денежных ставок.

Таргетирование инфляции – более общая среднесрочная задача, в рамках которой центральный банк может использовать разные инструменты в целях достижения целевого уровня инфляции. Этими инструментами могут быть темпы роста отдельных денежных агрегатов, валютный курс или процентные ставки.

Укрепление реального курса рубля свидетельствует об удорожании внутренних ресурсов (сырьевых, человеческих) и при прочих равных условиях затруднит процесс импортозамещения в промышленности. Остановить укрепление рубля можно было бы при помощи более интенсивного снижения процентных ставок. Однако использование этого инструмента ограничено как текущим уровнем инфляции, так и неудачными примерами программ монетарного стимулирования в развитых странах.

— Некоторые банки, например ВТБ, жалуются на давление британского регулятора в отношении лондонского офиса банка. У Газпромбанка есть «дочка» в Швейцарии. Не ощущаете ли на себе давление со стороны европейского ЦБ из-за обострившейся политической ситуации? Если да, обращался ли ГПБ в Банк России с просьбой оказать содействие в переговорах с ЕЦБ? Не видите ли угроз, которые вынудили бы банк свернуть свой бизнес в Швейцарии? Не испытывает ли ГПБ в целом давление со стороны регуляторов во всех странах присутствия?

— Деятельность дочернего банка Газпромбанка в Швейцарии регулируется Швейцарской службой по надзору за финансовыми рынками (FINMA), в то время как Швейцарский национальный банк (SNB), центральный банк страны, сосредоточен на проведении кредитно-денежной политики.

Следует подчеркнуть, что в своей деятельности Швейцарский национальный банк и FINMA независимы от иностранных центральных банков и банковских регуляторов, в частности от ЕЦБ. Декларируя и проявляя независимую и нейтральную позицию, Швейцария де-юре не присоединилась к экономическим санкциям США и ЕС против РФ, но ввела ряд мер ограничительного и информативного характера, направленных на исключение использования инфраструктуры Швейцарии для обхода международных санкций.

Используя стандартные банковские нормативы и систему индивидуальных лимитов (достаточность капитала, операции со связанными сторонами и пр.), а также прямые контакты, регулятор получает достаточно подробную картину общего состояния банка. Учитываются динамика качества активов, действенность системы внутреннего контроля.

Перспективы присутствия дочерних банков группы в Западной Европе, в частности в Швейцарии, по-прежнему сохраняются. Для нас важно дальнейшее развитие нашей сети за пределами РФ для обслуживания ключевых клиентов группы и, конечно, развитие отношений между ЦБ РФ и FINMA в части трансграничного консолидированного надзора.

— Газпромбанк в середине марта получил рейтинг Dagong. Банк заявил, что получение кредитного рейтинга от Dagong будет способствовать расширению контрагентской базы Газпромбанка в Китае и других странах АТР. О чем конкретно идет речь?

— Речь идет в первую очередь о признании рейтингов, присвоенных агентством в одном из наиболее перспективных и динамично развивающихся регионов – Азиатско-Тихоокеанском, прежде всего в Китае.

Dagong Global Credit Rating, ведущее рейтинговое агентство Китая, обладает большой базой инвесторов, что, безусловно, позволит Газпромбанку расширить свои связи как в материковом Китае, так и в целом в АТР.

— Как идут переговоры с «Мечелом» по урегулированию задолженности?

— Переговоры по этому вопросу находятся в активной стадии, в связи с этим не можем комментировать детали.

— Как вы оцениваете законопроект о деятельности рейтинговых агентств в России, в разработке которого принимаете участие? Когда, по вашим ожиданиям, он может вступить в силу?

— К сожалению, в России сложилась такая ситуация, что это крупнейший рейтинговый рынок в мире без национального регулирования.

Рейтинги есть, используются в принятии инвестиционных решений внутри страны, в частности в системе рефинансирования государственными органами, а национального регулирования нет.

На данный момент аккредитованными при Минфине рейтинговыми агентствами являются международная тройка, а также четыре российских агентства. Но сейчас в активной стадии находится первый в российской истории закон о регулировании рейтинговых агентств, в котором Газпромбанк как рейтинговый консультант принимает активное участие.

Этот закон уже прошел в Госдуму, прошел первое чтение. По моим прогнозам, имеет высокую вероятность того, что до конца года будет введен.

Одна из важнейших задач, которая учитывалась при формировании проекта закона, дальнейшая цель — получение взаимного признания с рейтинговым регулятором в Европейском союзе, поэтому закон в общем и целом соответствует лучшим мировым практикам в этом вопросе.

Я считаю, что запуск закона будет способствовать принципиальному изменению в работе как национальных агентств, так и международных агентств. С абсолютной уверенностью можно сказать, что закон сформулирован таким образом, чтобы обеспечить непрерывность рейтингования в России. Сейчас мы входим в новую эру развития российского рейтингового рынка.

— Можно ли рассчитывать на то, что со вступлением этого закона в силу РФ снизит зависимость от международных рейтинговых агентств?

— При работе с иностранными контрагентами международные рейтинговые агентства всегда будут занимать доминирующее положение. Однако у нас есть возможность повысить качество собственных национальных рейтинговых агентств, которые составляют очень важный элемент на финансовых рынках во всех крупнейших развивающихся рынках. И Китай, и Индия, и Бразилия – все они имеют национальные рейтинговые агентства, которые, по крайней мере, на внутреннем рынке на равных конкурируют с международными агентствами.

Сейчас у нас это не так, даже если крупнейшее национальное агентство у нас имеет большее количество рейтингов, чем международное. Но в рейтинговой работе основной вопрос – это не количество, а качество, доверие инвесторов.

Я очень надеюсь, что текущие изменения приведут действительно к повышению качества наших рейтинговых агентств, когда мы по этому вопросу сможем сравняться хотя бы с развивающимися странами.

— Как сейчас Газпромбанк развивает направление ипотечного кредитования, которое исторически составляло основу кредитования физических лиц в банке? Как банк решает проблему валютных ипотечных заемщиков?

— После 2008 года выдача валютных ипотечных кредитов была единичной и для розничных клиентов полностью прекратилась с октября 2014 года. На 1 марта 2015 года у банка всего около 600 валютных ипотечных кредитов, что составляет лишь 0,5% от общего количества выданных ипотечных кредитов.

Причем наша валютная ипотека принципиально отличается от абсолютного большинства банков. Большинство наших валютных ипотечных заемщиков — очень состоятельные клиенты. При необходимости банк в индивидуальном порядке работает с заемщиками по реструктуризации их валютной ипотеки.

С 25 марта банк приступил к приему заявок на ипотечные кредиты в рамках государственного субсидирования со ставкой от 11,5%. Объем принятых заявок превысил 4 миллиарда рублей. По итогам апреля выдано кредитов на сумму около 100 миллионов рублей.

— Как Газпромбанк сотрудничает с Национальной системой платежных карт (НСПК)? Не наблюдал ли банк сбоев в связи с переходом на процессинг НСПК?

— Переход на процессинг НСПК прошел в штатном режиме, операции проводятся в соответствии с нормами и требованиями международных платежных систем. Серьезных сбоев в работе НСПК не наблюдается.

Добавить комментарий