Ольга Анчишкина

346

30 ноября 2011 года состоялось интервью с директором департамента развития федеральной контрактной системы Министерства экономического развития РФ О.В. Анчишкиной. Тема интервью: «Новая концепция государственных закупок. Актуальные правовые вопросы». В ходе интервью Ольга Владленовна Анчишкина прокомментировала подготовленный Министерством экономического развития проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе», предлагающий принципиально новую схему развития системы государственных закупок в нашей стране,  а также остановилась на вопросах, связанных с вступлением в силу с 1 января 2012 годаФедерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.


КонсультантПлюс:
 В апреле 2011 года в Министерстве экономического развития был создан департамент развития федеральной контрактной системы, который Вы возглавили. Основное направление, которым занимается Ваш департамент, — это совершенствование законодательства в сфере государственных закупок. Расскажите, пожалуйста, почему, по Вашему мнению, возникла необходимость отмены действующегоФедерального закона N 94-ФЗ, регулирующего процесс государственных закупок?

Ольга Владленовна Анчишкина: Прежде всего потому, что 94-ФЗ не регулирует государственные закупки, этот закон только о размещении заказа. Он регламентирует формальную сторону процесса отбора поставщиков: содержание и сроки публикации извещения о закупке, сроки рассмотрения заявок, сроки опубликования протоколов и т.п. 94-ФЗ не затрагивает суть закупок государства — что и зачем закупается, никак не касается оценки результатов исполнения контракта. И это порождает всем известные проблемы с госзаказом, с которыми сталкиваются и поставщики, и заказчики.

Необходимо законодательно и методически обеспечить процедуры и требования к планированию заказа, мониторингу исполнения контрактов, приемке результатов, мониторингу и аудиту контрактов. А федеральная контрактная система именно эти функции и выполняет. По сути ФКС впервые формирует полноценную систему регулирования закупок, при этом вбирая в себя способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика). Общее вбирает в себя частное, и после этого частное не может существовать отдельно. ФКС поглощает сферу регулирования 94-ФЗ, более того, позитивные нормы 94-ФЗ, например единая информационная система, открытая и для потенциальных поставщиков, и для широкой общественности, будут сохраняться и развиваться.

КонсультантПлюс: Какие принципиально новые положения заложены в проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе» по сравнению с ранее действующими нормами? В чем состоит основное преимущество ФКС?

Ольга Владленовна: Проект закона содержит много новаций. Расширена сфера правового регулирования. Теперь это все необходимые закупочные процессы и этапы. Развернутыми и более жесткими стали требования к информационной открытости закупок. Введена ответственность заказчиков за соблюдение норм закона, за обоснованность действий, за общий результат работы. Введено нормирование для предотвращения закупок дорогой и (или) ненужной продукции. В соответствии с новыми положениями будет вестись реестр недобросовестных заказчиков. Созданы правовые основы для формирования профессиональных закупочных подразделений — контрактной службы. Увеличился список разрешенных процедур определения поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом существенно ограничены правовые возможности закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Учтены особенности закупок в сфере науки и образования, культуры и искусства, а также особенности закупок бюджетных учреждений. Новые возможности созданы для обеспечения нужд государства в реализации высокосложных, инновационных проектов. Введены антидемпинговые меры.

Вот далеко не полный список того, чего раньше не содержало законодательство. При этом основное преимущество ФКС состоит в том, что система закупок перестает работать сама на себя, ее главная цель — обеспечение нужд общества в товарах, работах, услугах, которые необходимы для решения поставленных перед обществом задач и которые не производит общественный сектор экономики.

Есть и юридические новации. Закон содержит основные понятия, которые до этого времени не имели правового определения, он также определяет принципы, на которых строится новая законодательная база.

КонсультантПлюс: Проект закона существенно расширяет перечень способов размещения государственного заказа и осуществления закупок. Расскажите, пожалуйста, что это за способы и для чего потребовалось их вводить?

Ольга Владленовна: Законопроектом установлено (глава 23), что заказчики при осуществлении закупок вправе использовать следующие способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей:

1) открытый конкурс;

2) конкурс с ограниченным участием;

3) двухэтапный конкурс;

4) электронный аукцион;

5) запрос котировок;

6) запрос предложений;

7) закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в случаях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона;

8 ) из единственного источника.

Введены новые способы, которые апробированы и рекомендованы к применению модельным законодательством ООН о публичных закупках, давно используются в корпоративном секторе — конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений.

Конкурс с ограниченным участием используется в случаях, когда товары (услуги, работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Суть процедуры — введение прозрачного механизма предквалификации, отсева недобросовестных или некомпетентных поставщиков или перекупщиков контрактов. Поскольку использование конкурса с ограниченным участием в госзакупках пока не имеет устоявшейся практики у нас в стране, то в целях недопущения неправильного или необоснованного выбора заказчиком такого способа законопроект предусматривает, что Правительство РФ установит перечень таких случаев. Причем законопроектом вводится ограничение и по перечню. Не допускается отнесение к таким товарам (услугам, работам) простых товаров (услуг, работ), для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены стандартные показатели и требования.

Заказчик вправе применять процедуру двухэтапного конкурса при одновременном соблюдении следующих условий: во-первых, конкурс проводится для заключения контракта в целях проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок, в культурных целях. А во-вторых, для уточнения тех или иных характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Задача этой процедуры — обеспечить соревнование не только по формальным параметрам (сроки выполнения, гарантийные обязательства и т.п.) и цене, но и по творческой, интеллектуальной составляющей. Для сложных, нестандартных задач есть, как правило, несколько путей решения, плюсы и минусы каждого должны обсуждаться, прежде чем государство примет решение об окончательных параметрах закупки.

В двухэтапном конкурсе на первом этапе поставщики (подрядчики, исполнители) обязаны представить первоначальные конкурсные заявки, содержащие их предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. Заказчик вправе проводить обсуждение предложений, обеспечивая участие в таком обсуждении всех участников, и по их итогам уточнять условия закупки. На втором этапе представляются окончательные конкурсные заявки с указанием цены.

Заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса предложений в случаях, если возникает потребность (в том числе вследствие чрезвычайного события) в объекте закупок и проведение открытого конкурса или использование любого другого способа закупок нецелесообразно с учетом того времени, которое необходимо для использования таких способов, при условии что заказчик не мог предвидеть обстоятельства, обусловившие срочность закупки, и эти обстоятельства не являются результатом медлительности или недостатков организации деятельности заказчика, не вызваны  увеличением в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на цели обеспечения государственных и муниципальных нужд в результате экономии бюджетных ассигнований, а также если ранее проведенные заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися и он пришел к обоснованному выводу, что повторное проведение процедур закупок с учетом срочности закупок нецелесообразно. Вместо этой короткой конкурентной процедуры, когда можно добиться от поставщиков наилучшей оферты, сейчас заказчик использует неконкурентные закупки у единственного поставщика, к тому же закупая по первоначальным, а не лучшим условиям.

В случае если конкурс признан несостоявшимся, заказчик:

— вносит изменения в установленном порядке в план и план-график осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в целях проведения новых процедур закупки

— либо уточняет условия закупки, не требующие изменения плана и плана-графика, и объявляет о проведении запроса предложений.

КонсультантПлюс: ФКС предусматривает персональную ответственность государственных служащих за выполнение госконтракта. Известно ли, какие поправки войдут в этой связи, например, в КоАП РФ или УК РФ? Какая мера ответственности, на Ваш взгляд, должна быть предусмотрена?

Ольга Владленовна: Министерством подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». Им предусмотрено установление административной ответственности за нарушение норм ФКС. Так, по нашему мнению, нарушения в области реализации прав на общественный контроль в ФКС может повлечь наложение штрафа на должностных лиц в размере до 10 тысяч рублей. Непринятие должностным лицом контрольного органа мер реагирования по результатам осуществления контроля или по жалобе влечет наложение штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Думаем, должен быть решен и застарелый вопрос о своевременности оплаты исполненных контрактов. Нарушение заказчиком сроков по оплате более чем на три рабочих дня влечет наложение штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Что касается уголовной ответственности за исполнение норм ФКС, то мы не считаем, что это будет симметричной мерой, поскольку уголовная ответственность в госзаказе установлена. В соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации она наступает за мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, получение взятки и другие уголовно наказуемые преступления.

КонсультантПлюс: Сколько времени продлится переходный период, в случае если закон вступит в силу уже в следующем году? Какие положительные изменения заказчики и поставщики смогут оценить сразу, а какие из планируемых изменений потребуют более длительного срока реализации?

Ольга Владленовна: По замыслу закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением статьи 12, касающейся применения национального режима в закупках.

До 1 января 2015 года будет действовать переходный режим для технологий планирования. Кроме того, прогноз закупок, предусмотренный статьями 15 — 16 законопроекта, раскроется в полном объеме по мере формирования программного бюджета и принятия госпрограмм на федеральном уровне, документов долгосрочного стратегического планирования, включающих государственные (муниципальные) программы и иные документы, определяющие цели и задачи деятельности органов власти, аналогичных корпоративных стратегий в госсекторе экономики.

Наряду с этим заказчики самостоятельно будут применять типовые контракты до формирования официальной библиотеки типовых контрактов.

От своевременности принятия Правительством Российской Федерации необходимых актов будет зависеть и работа Совета по федеральной контрактной системе, положение о котором и порядок деятельности которого должно утвердить Правительство РФ. Правительство определит и порядок взаимодействия с Советом органов власти и заказчиков.

Все преимущества единой информационной системы также будут зависеть не столько от принятия законодательных положений, сколько от результативности практической работы по созданию информационных ресурсов и без данных. При этом её состав, порядок интеграции с другими информационными ресурсами определит Правительство Российской Федерации. Оно же распределит полномочия между органами в этих вопросах.

Это далеко не полный список планируемых изменений, которые потребуют для своей реализации дополнительных правовых, организационных, кадровых решений. В целом, чем лучше подготовится Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные органы, заказчики к введению в действие закона о ФКС, тем полнее и скорее можно будет воспользоваться всем его мощным потенциалом.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, в ведении Вашего департамента находится и официальный сайт госзакупок — Zakupki.gov.ru. Как отразятся на нем все запланированные нововведения?

Ольга Владленовна: Сайт госзакупок должен стать богаче по информации, более оперативным по работе, интегрированным с другими ресурсами. Согласно нормам ФКС сайт должен отражать весь цикл закупок: от прогнозирования и планирования до осуществления закупок, включая исполнение контрактов, до приемки результатов. К тому же сайт должен предоставлять пользователем возможность получения информации о закупках госсектора — субъектов 223-ФЗ. Сильнее должна стать аналитическая компонента сайта, поскольку анализ — от примитивного сопоставления цен контрактов у разных заказчиков до системного аудита результативности закупок — крайне важен для управления госзакупками, сейчас сайт просто не имеет этого функционала. В конечном итоге оценка обоснованности закупочных действий, сквозной контроль, а также аудит конечных результатов — принципиально новые задачи, на решение которых направлена ФКС, а сайт — её важнейший инструмент.

КонсультантПлюс: С 1 января 2012 года вступает в силу 223-ФЗ, регулирующий процедуру закупок государственными компаниями и корпорациями. Какие новые требования к закупочной деятельности организаций он предъявляет?

Ольга Владленовна: 223-й закон написан под две главные идеи. Первая — закон должен помочь трансформировать спрос компаний госсектора в инвестиционные сигналы для всех потенциальных поставщиков, то есть для самых широких слоев отечественного бизнеса. В этом смысле это закон об инвестиционном климате и модернизационном сдвиге.

И вторая идея — компаниям надо выработать и публично раскрыть свою закупочную политику (планы, критерии выбора продукции и поставщиков, правила закупки и др.). С этой точки зрения это закон о современной культуре бизнеса.

Обращу внимание на два требования закона.

Компаниям необходимо будет разработать и принять на уровне высшего органа управления компанией положение о закупке. Этот документ регламентирует закупочную деятельность компании и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки (аукцион, конкурс, другие способы) и условия их применения, требования к участникам, порядок заключения и исполнения договоров, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, а также иные связанные с обеспечением закупки нормы.

Значительные обязательства возникают у компании в части публикации информации о закупках. По закону компаниям  в установленные сроки необходимо публиковать положение о закупках и планы закупок, а также подробное извещение о закупке и вносимые в это извещение изменения, подробную документацию о закупке, проект договора, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки, и еще три группы отчетных данных.

КонсультантПлюс: Александр из Кировской области просит разъяснить следующие вопросы. В проекте закона подписание контракта по результатам электронного аукциона предусмотрено в письменной форме. Текущие контракты заказчики не заключают в письменной форме. Чем вызвано данное изменение в проекте закона?

Ольга Владленовна: К сожалению, юридически значимым, так сказать, официальным документом и сейчас остается подписанный на бумаге контракт со всеми «синими» печатями. Поэтому законопроект предполагает свободу выбора формы подписания контракта: как через электронный документооборот, так и в привычной форме, через бумажный документооборот.

Более того, если поставщик считает это более удобным для себя, он по-прежнему имеет возможность заключить контракт через электронную площадку. Согласно части 13 статьи 63 по запросу победителя электронного аукциона, направленному оператору электронной площадки, контракт с ним может быть заключен через электронную площадку в соответствии с порядком документооборота, установленным на такой электронной площадке. О поступлении такого запроса оператор электронной площадки обязан проинформировать заказчика в течение одного рабочего дня с даты поступления запроса на электронную площадку.

Оплата дополнительных работ (до 10%) по проекту закона должна производиться на основании дополнительного соглашения к контракту (часть 2 статьи 87) либо на основании дополнительного договора у единственного источника (часть 2 статьи 85)? Вправе ли заказчик использовать эти варианты на свой выбор или какой-то один из них, так как из проекта закона это не совсем понятно? — Александр (Кировская область)

Ольга Владленовна: Если речь идет об оплате дополнительных работ, то заказчик должен действовать согласно статье 85. Если речь идет об изменении контракта, то в соответствии со статьей 87 вносить изменения в контракт, если возможность таких изменений изначально была предусмотрена условиями контракта.

Сохранилось ли в проекте закона право организации, не являющейся плательщиком НДС, заключить контракт по цене, предложенной участником вне зависимости от системы налогообложения? — Александр (Кировская область)

Ольга Владленовна: Да, сохранилось.

Касательно обеспечения контракта. Почему в проект закона не включено поручительство как вариант обеспечения контракта? Считаю, что данный институт не изжил себя, но требует уточнения и корректировок. — Вадим (Тюмень)

Ольга Владленовна: Однако практика говорит о том, что мошенничество с предоставлением поручительств не позволяет использовать этот инструмент, не перекладывая на заказчика серьезные риски неисполнения контрактов.

Почему государственные и унитарные предприятия избавлены от необходимости обеспечения контракта? Они такие же участники хозяйственной деятельности, как и коммерческие предприятия. Этим закладывается недобросовестная конкуренция на рынке. — Вадим (Тюмень)

Ольга Владленовна: Согласно части 6 статьи 88 предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется, если исполнителем по контракту является государственное или муниципальное казенное и бюджетное учреждение. В связи с тем что казенное учреждение финансируется по смете и для него исполнение контракта является прямой обязанностью, за которую руководитель несет всю полноту ответственности и даже может быть снят со своей должности за срывы в работе, дополнительных финансовых гарантий от такого учреждения не требуется. Более того, поскольку казенное учреждения собственных средств не имеет, то гарантию ему может предоставить только учредивший его орган власти. Но получается, что орган власти должен выделить казенному учреждению дополнительные средства на то, чтобы казенное учреждение такие средства вновь вернуло на счет органа власти уже в качестве обеспечения.

Что касается бюджетных учреждений, то в рамках выполнения заданий и реализации поручений по бюджетным инвестициям их ситуация близка к ситуации с казенными учреждениями. Тем более что мы знаем, что бюджетные учреждения — это школы, поликлиники, больницы. Возложить на них дополнительное обременение за то, что по заданиям органов власти они учат, лечат, было бы странно.

Почему обеспечение контракта установлено до 30% от первоначальной (максимальной) стоимости контракта и распространяется на срок гарантии, а не только исполнения контракта? Ведь фактическая стоимость контракта может быть в результате торгов снижена в разы. Вплоть до того, что контракт может быть дешевле самого обеспечения. Кроме того, на практике аванс в контракте предоставляется далеко не во всех случаях. Также обеспечение по проекту закона распространяется на время гарантии. Например, контракт может быть сроком на две недели, а гарантия — на много лет (я встречал случаи до 100 лет). Вы просчитывали, какие денежные средства будут выведены из хозяйственного оборота и омертвлены на счетах заказчиков? И насколько данное требование ухудшает финансовое положение участников рынка госзакупок, снижает конкуренцию и соответственно эффективность рынка? Предлагаю исключить искусственное улучшение работы банков, омертвление денежных средств участников рынка госзакупок. Предлагаю изменить условия обеспечения контрактов, введя дополнительные институты, обеспечение сделать от цены контракта (а не максимальной), предусмотреть наличие аванса, обеспечение распространить на срок выполнения контракта и исключить срок гарантии. Гарантии обеспечивать другими способами, в том числе оговорив обязательства в контракте, как и предусмотрено гражданским законодательством РФ. Исключить недобросовестную конкуренцию (не делать исключений для гос. и МУПов). — Вадим (Тюмень)

Ольга Владленовна: Что касается финансового обеспечения гарантии, то срок гарантии как условие контракта также должен быть обоснован в соответствии с нормами ФКС. Согласно упоминавшейся уже статье 21 будет идти постоянный мониторинг обоснованности осуществления закупки при реализации планов-графиков, а также мероприятий по контролю и аудиту. Также согласно части 5 указанной статьи при обосновании осуществления закупки заказчик обязан учитывать требования к сроку (периодам), объекту (предмету) и объему закупки, а Правительство Российской Федерации вправе установить общий порядок составления таких требований.

В соответствии с частью 6 статьи 21 должностные лица заказчиков несут дисциплинарную, вплоть до увольнения, и административную ответственность за нарушение требований к обоснованию осуществления закупки.

Что касается вопроса о том, как считать объем обеспечения, — от начальной цены контракта или от цены предложения победителя, то тут все же целесообразно считать от максимальной цены. Во-первых, если исполнитель существенно снизил цену, а потом не выполнил контракт, то государство должно получить возмещение, которое позволит покрыть издержки. Во-вторых, в ФКС стоимость контракта не может быть снижена в разы, поскольку тогда это бы означало, что начальная (максимальная) цена контракта чрезвычайно завышена или в результате торгов контракт заключен по демпинговой цене. ФКС содержит инструменты недопущения обеих ситуаций. Статья 21 устанавливает обязательное требование по обоснованию цены контракта и определяет открытый перечень способов такого обоснования. Статья 35 устанавливает правила отклонения заявок с демпинговой ценой.

Касательно квалификации участников. Считаю правильным направление на регламентацию и наведение порядка в данном вопросе. Ведь многие заказчики пишут условия под конкретного исполнителя при наличии конкурентов. Кроме того, 94-ФЗ часто, опираясь только на цену услуги, консервирует ситуацию низкого качества услуг и товаров, выполнения работ неквалифицированными организациями по демпинговым ценам со всеми вытекающими последствиями. Также периодически в условиях конкурсов указываются нереальные сроки для качественного оказания услуги. Можно только предположить, что данная услуга уже кем-то выполнена или находится на стадии завершения. Предлагаю этот вопрос также регламентировать законодательно. Но у меня сомнение, сможет ли правительство учесть все многообразие в данном вопросе? Каким Вы видите решение этой проблемы? — Вадим (Тюмень)

Ольга Владленовна: Вопросы оценки заявок участников закупки регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722, которым устанавливаются правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Конечно, документами такого уровня устанавливаются общие, рамочные требования. Конкретные требования по срокам поставки, с учетом специфики закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаются типовой документацией. Часть 3 статьи 40 предоставляет Правительству Российской Федерации право установить требования к содержанию (составу), порядку и условиям разработки и применения типовой документации. При этом часть 2 статьи 43 говорит, что типовая документация может содержать даже типовую форму заявки. В общем, не закон, а типовая документация будет регламентировать типовые сроки поставки с учетом многообразия конкретных видов товаров, работ, услуг и условий их поставки.

Касательно финансирования договоров, захватывающих несколько финансовых периодов (например, начало в одном году, а окончание в следующем). Много торгов происходит в конце года с нереальными сроками выполнения по причине выделения средств в этот период. Как-то эта проблема будет решаться? — Вадим (Тюмень)

Ольга Владленовна: Несколько упрощая, можно сказать, что ФКС на полшага отстает от бюджетного процесса — закупка начинается тогда, когда деньги уже выделены. Другой вопрос, что при контрактной системе в принципе не получится установить нереальные сроки выполнения, даже если они связаны с запаздыванием в выделении бюджетных лимитов. Заказчики, по нормам ФКС, обязаны обосновать в планах-графиках не только начальную цену контракта, но и срок исполнения. Это общедисциплинирующая норма. Упорядоченность планирования и обоснования должна постепенно искоренить подобные случаи.

Касательно повышения конкурентоспособности рынка услуг. Мы сталкиваемся с прецедентами, когда крупные компании создают «карманные фирмы» на определенные услуги, которые они обязаны делать в соответствии с законодательством. Проводятся формальные торги, на которых побеждают свои «карманные фирмы». Независимые производители услуг по формальным признакам не допускаются на эти рынки. Предлагаю «усилить» данный раздел закона, ограничивающий волюнтаризм монополистов. — Вадим (Тюмень)

Ольга Владленовна: ФКС создает реальные барьеры проведению формальных торгов, выставлению формальных требований. Одной из принципиальных новаций ФКС является ориентация на результат. С заказчика будут спрашивать именно за достижение результата, а не за размещение заказа на рынке. В такой правовой ситуации обслуживание заказчиком «волюнтаризма монополистов» чревато увольнением, включением в реестр недобросовестных заказчиков. Законопроектом о ФКС (статья 92) вводится новое направление — внутренний аудит, прямо направленный на обеспечение обоснованности, эффективности и результативности закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В целом, ориентация на результат — сквозное требование ФКС. В законопроекте оно также отражено в статьях 6 и 11, которыми — как принцип ФКС — установлена ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Статьей 11 уточнено также, что должностные лица заказчиков несут за свои действия (бездействие), в том числе за достижение запланированных результатов процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, персональную ответственность.

Не считаете ли Вы, что при запросе котировок необходимо установить требования, чтобы котировочные заявки подавались в запечатанных конвертах с целью избежать сговора между заказчиком и участниками размещения заказа? При открытой форме подачи котировочных заявок всегда есть возможность манипулировать ими до срока истечения подачи котировочных заявок, а именно: заказчик уже в ходе проведения конкурсной процедуры всегда знает победителя. — Виктор (Архангельск)

Ольга Владленовна: Речь об этом идет в связи с совершенствованием 94-ФЗ. Мера кажется разумной, однако запрос котировок предназначен для осуществления относительно небольших закупок стоимостью до 500 тыс. рублей. Это быстрый и простой способ. В этом его отличие, с одной стороны, от конкурса, с другой стороны — от аукциона. Если его усложнить, то потеряется часть его сильных сторон. А как показывает практика, у «своего» поставщика можно закупать и на аукционе. Наибольшее количество несостоявшихся аукционов, по итогам которых закупка была произведена у единственного поставщика, фиксируется именно в ценовом диапазоне до 1 млн. рублей. Со сговором надо бороться не только утяжелением процедур, но и теми новыми инструментами, которые предлагает ФКС.

Как часто будут меняться чиновники, которые будут проводить закупки? — Юра (Москва)

Ольга Владленовна: ФКС предполагает переход к профессиональным контрактным службам заказчика, это будут именно управляющие закупками — от определения и обоснования условий контракта и способа отбора поставщика до управления контрактными рисками. Эти люди будут отвечать за весь цикл, главное — за полученный результат. Их деятельность будет жестко проверяться, именно они первыми в организации в случае выявления нарушений несут дисциплинарную и административную ответственность, их имена заносятся в реестр недобросовестных заказчиков. Они несут реальную персональную ответственность. Понятно, что на начальном этапе формирования контрактных служб серьезно обновятся кадры, отвечающие за закупки: уйдут те, кто не готов нести ответственность, те, кто умели обходить закон и привыкли «зарабатывать» на своих должностях, кого-то из контрактной службы выдавит необходимость осваивать большой объем новых знаний, работать в более сложных и жестких условиях. Когда контрактные службы будут сформированы, в дополнительных механизмах ротации кадров не будет необходимости. Неквалифицированные или нечистые на руку заказчики будут выявляться в ходе заложенных в ФКС процедур мониторинга, контроля и аудита. Напротив, текучка в контрактных службах — только во вред. Это ведь по сути новая профессия, специалистов надо «выращивать» на местах.

Вопрос о способах закупки. Открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ — это что такое? Делай что хочешь? Никаких правил, норм? Это же оголтелая коррупция получается! Так можно приписать в ином способе все что угодно?! Как эти «иные способы» контролировать? — Дмитрий (Москва)

Ольга Владленовна: Как я понимаю, речь идет не о ФКС, а о закупках корпоративного сектора экономики (223-ФЗ). А в корпоративном секторе действует свобода хозяйственного риска, выражающаяся в том числе в большей, чем у госзаказчика, свободе выбора способа определения поставщика. При этом ключевые слова здесь — «предусмотренный положением». Все процедуры, которые компания считает необходимыми для отбора поставщиков, будут описаны в положении о закупках, утверждаемом высшим исполнительным органом компании. Более того, положение публично. Так что никакого произвола в закупках госкомпаний не будет, дополнительных коррупционных рисков также не возникает.

Для исполнения государственных контрактов строительного подряда победителю (ОАО, имеющему в уставном капитале долю РФ более 50%, подпадающему под действие 223-ФЗ) необходимо разместить заказы на поставки материалов и конструкций. Учитывая сроки на процедуры размещения заказов и сроки поставки в районы Магаданской области смешанным железнодорожно-водным транспортом, может произойти срыв сроков исполнения подрядных работ по государственным контрактам. Возможно ли сократить срок размещения извещения, предусмотренный частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ с 20 дней до семи или десяти? Как можно подготовить план закупки сроком на 1 год (часть 2 статьи 4 N 223-ФЗ), в т.ч. приобретение строительных материалов, если участник не знает, победит ли он в торгах на генподряд? — Светлана (Магадан)

Ольга Владленовна: Если участник не знает, победит ли он в торгах, то он и не планирует в расчете на год такую неопределенную по перспективам деятельность. К тому же неопределенные планы неинтересны и его собственным поставщикам, потому что непонятно, будет ли у них заказ.

Сократить срок размещения извещения о проведении конкурса или аукциона невозможно, сроки прямо установлены 223-ФЗ. А вот другие способы определения поставщиков могут идти при других условиях. Но иные способы должны быть раскрыты в положении о закупке данного заказчика, стать понятными и предсказуемыми для поставщиков.

Будет ли утверждена в текущем году форма плана закупок? Возможно ли публиковать план на 2012 г. в произвольной форме? — Бабушкина Л.Г. (Санкт-Петербург)

Ольга Владленовна: Проект Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий форму плана закупок, подготовлен. Он прошел неоднократные обсуждения с бизнес-сообществом и в ближайшие дни будет вывешен на сайте Минэкономразвития России. Работать надо будет по этой форме. Использование произвольных форм недопустимо.

Есть ли необходимость проведения экспертизы разработанного положения о закупках? Если да, то есть ли перечень организаций, имеющих право ее проведения? — Бабушкина Л.Г. (Санкт-Петербург)

Ольга Владленовна: Экспертиза вашего положения организовывается вами самостоятельно. При этом Минэкономразвития России уже разработало типовое положение о закупке, чтобы помочь тем заказчикам — субъектам 223-ФЗ, у которых нет достаточных контрактных, юридических, финансовых консультантов. Проект такого типового положения мы обсуждали с бизнесом, в том числе с «Деловой Россией». По завершении внутриведомственных согласований документ будет вывешен на сайте.

Будут ли правомерными с точки зрения 223-ФЗ рамочные договоры с поставщиками, заключенные до 2012 г., по которым предусмотрена возможность пролонгации на следующий, 2012, год? — Бабушкина Л.Г. (Санкт-Петербург)

Ольга Владленовна: Рамочные договоры с пролонгацией будут правомочны и после 2012 г. Главное, чтобы такая процедура, как заключение рамочного договора с пролонгацией, была отражена в вашем положении о закупке.

Существуют ли критерии отнесения предметов закупки к инновационной и высокотехнологичной продукции или их перечни? — Бабушкина Л.Г. (Санкт-Петербург)

Ольга Владленовна: Таких критериев пока не создано.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.

Добавить комментарий